Walter Simons (walter_simons) wrote,
Walter Simons
walter_simons

Русский вариант космического лифта




Русский вариант
В 1965 году в Центральном конструкторском бюро машиностроения (нынешняя РКК «Энергия») под руководством Сергея Павловича Королева началась активная подготовка к первому в мировой истории космическому эксперименту с тросовой системой. Суть проекта заключалась в создании искусственной силы тяжести на корабле «Союз», который бы соединялся стальным тросом с последней ступенью ракеты-носителя. Эта связка должна была вращаться. После смерти Королева проект был закрыт, и работы с тросовыми системами в РКК «Энергия» возобновились только в середине 80-х годов.
Мы, как всегда, пошли дальше планеты всей, и, по большому счету, космический лифт для российских ученых вчерашний день. Гораздо более перспективной, по словам Юрия Зайцева, видится разработка специалистов Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН). Здесь изучают возможность построения группировки орбитальных тросовых систем, позволяющей обеспечить циклическую доставку грузов с Земли на Луну.
За этим громким анонсом стоят серьезный мозговой штурм и весьма оригинальный проект: каждая система представляет собой связку из двух космических аппаратов, соединенных тросом. Связка вращается подобно гигантской праще, и ее центр масс движется по заданной орбите.
— Если в какой-то момент от одного космического аппарата связки отделить «груз», — рассуждает Юрий Зайцев, — то ему за счет высвобождения энергии вращения пращи сообщается поступательное движение, как и при работе реактивного двигателя.
Из чего в принципе может состоять транспортная система Земля — Луна — Земля? В Институте космических исследований полагают, что наиболее оптимальный вариант — это комплекс из трех тросовых систем. Две расположены на околоземных орбитах — низкой круговой и эллиптической, и еще одна — на орбите около Луны. Суть идеи заключается в том, что именно управляемое перемещение груза от одной тросовой системы к другой превращает их в единую транспортную артерию.
В ИКИ РАН утверждают, что такая тросовая транспортная система будет иметь массу в 28 раз меньшую, чем груз, который она будет способна доставить с Земли на Луну, в то время как традиционные ракетные методы потребуют только топлива в 16 раз больше, чем сам доставляемый груз. И это уже никакой не космический лифт, а нечто совсем другое.
Какая идея в результате окажется более приемлемой для человечества — покажет время. И ждать, надо думать, осталось недолго.
Владимир Попов





Нет, я конечно верю, но хотелось бы  понять принцип. Особенно в вопросе стабилизации "каруселей"

Ракета, добрасывает груз до нижнего радиуса первой "карусели", происходит стыковка с концом и в этот момент система теряет орбиту, если по тросу не движется третий груз - перемещающийся от центра масс (нейтральное положение без груза) к одному из концов (режим компенсации)
НО, стыковка и сброс груза процессы моментальные, а для смещения балансера нужно время и много энергии.

Допустим, груз будет с двигателем и будет компенсировать центробежную силу. Но дальше то как? А главное в чем преимущество по сравнению просто с баком топлива?
Tags: космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments